Нормативно-правовая база
Положение о статусе школьного музея «История родного края»
1.Общее положение.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов- источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно- познавательную ценность.
2. Цели и задачи.
Школьный музей призван способствовать формированию у обучающихся гражданско- патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
3. Организация музея.
Открытие музея оформляется изданием приказа руководителя образовательного учреждения по представлению инициативной рабочей группы.
Музей организуется в образовательных учреждениях на основе систематической работы постоянного актива обучающихся, воспитанников и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.
Музей является неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
Организация музея идет по двум направлениям:
- Организация детского музейного актива, поисково- исследовательская, экскурсионно- просветительская работа с детьми и взрослыми, взаимодействие с государственными музеями, педагогической, родительской, ветеранской общественностью.
- Материально- техническое обеспечение текущей деятельности музея: работа с фондами, оформление экспозиций, учет посещаемости и экскурсионной работы в музее, оснащение техническими средствами, ведение инвентарной книги.
4. Содержание и оформление работы.
Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением образовательных и воспитательных задач, в органическом единстве с организацией воспитывающей деятельности и дополнительным образованием детей, проводимой гимназией совместно с детскими и юношескими организациями, объединениями:
- пополняет фонды музея путем организации походов, экспедиций, исследований учащихся, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими музеями;
- проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
- изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
- осуществляет создание экспозиции;
- проводит экскурсии для учащихся, родителей;
- оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе;
5. Учет и хранение фондов.
Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге.
Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, макеты, фотокопии).
В случае прекращения деятельности школьного историко-краеведческого музея все подлинные материалы, имеющие большую ценность, должны быть переданы в районный музей.
6. Руководство работой музея.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием, активом музея.
Совет музея разрабатывает план работы; организует встречи учащихся с ветеранами войны и труда, передовиками промышленного и сельского хозяйства, деятелями науки, культуры, искусства; осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов и другую учебу актива.
Направляет и осуществляет педагогическое руководство школьного музея и его совета педагог – организатор по гражданско-патриотическому воспитанию.
В помощь музею могут создаваться советы содействия школьному музею.
В совет содействия входят учителя, представители шефских организаций, родители. Совет содействия оказывает помощь учащимся – активистам школьного музея в работе, а также способствует установлению связей с научными организациями, государственными музеями, с другими школьными музеями Ленинского муниципального района Московской области.