План работы на 2009-2010 учебный год
I. Пояснительная записка
Школьный музей и краеведение тесно связаны друг с другом. Музей – это храм муз, хранилище памятников истории, материальных и духовных ценностей. В музее прошлое встречается с настоящим, а без прошлого нет будущего. Всегда интересно знать, что было в далеком прошлом на твоей малой родине, как жили люди, как одевались, как и чему учились, как трудились и отдыхали, как берегли свою родину. Чтобы узнать все это, необходимо вдоль и поперёк пройти свой край, увидеть всё своими глазами, встретиться со старожилами, послушать и записать их рассказы и передать следующему поколению. Только тогда можно считать себя достойным сыном или дочерью родного края. Поэтому занятиям по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо уделять самое серьезное внимание.
Данная программа предназначена для работы с учащимися 10-16 лет на 2009-2010 учебный год.
II. Цели программы:
- сохранить и развить у детей чувство гордости за героическое прошлое своих земляков – защитников Отечества;
- формировать чувство сопричастности к событиям далеких и близких военных лет, осознанности своего гражданского долга, трепетного отношения к истории родного края, ответственности за судьбу Отчизны, за её сегодняшний и завтрашний день;
- воспитывать у молодого поколения внимательное, заботливое отношение к старшему поколению, к окружающим людям, к родителям, наставникам.
III. Задачи программы:
- школьный музей и краеведение, дополняя друг друга, призваны формировать у учащихся гражданско-патриотические качества, уважение к законам страны, нормам общественной жизни, развивать гражданскую и социальную ответственность, воспитывать любовь к родному краю через непосредственное участие в жизни своего поселка, села, деревни;
- расширять кругозор, развивать свои способности, овладевать практическими навыками поисковой, исследовательской работы, углублять свои знания в изучении школьный предметов;
IV. Умения и навыки:
- овладеть наукой общения с людьми;
- научиться брать интервью;
- грамотно записывать и редактировать собранный материал;
- работать с газетным и книжным материалами;
- выступать перед детской и взрослой аудиториями в музее, по школьному радио и телевидению.
V. Содержание работы
Музей ведёт работу по разным направлениям, поэтому созданы такие группы:
1) Гражданско-патриотическая;
2) Поисковая;
3) Экскурсионная;
4) Деревянного зодчества;
5) По изучению предметов старинного быта;
6) По изучению истории старинных книг и школьных принадлежностей;
7) Участвующих в «Вахте Памяти» у обелисков;
8) Информационная.
Темы экскурсий:
- Зоя Космодемьянская – жизнь-подвиг.
- Учителя Развилковской средней школы – участники Великой Отечественной войны.
- Они защищали Родину.
- Защитники Москвы.
- Реликвии войны.
- Предметы старинного быта рассказывают…
- Старинные книги и школьные принадлежности.
- Деревянное зодчество нашего края.
- Истории населённых пунктов поселения Развилковское.
- Наши земляки.
VI. Форма подведения итогов
- Отчёт ответственного за порученное направление перед советом музея.
- Оформить альбом о проделанной работе.
- Сделать видеофильм по отдельным и показать по школьному и кабельному телевидению.
- Поход по родному краю.
VII. Тематическое планирование.
№№ n|n | Дата | Содержание | Кто готовит | Примечание |
I | Гражданско-патриотическое направление.
|
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
II | Поисковая группа.
пос. Развилка д. Ащерино д. Картино д. Мамоново д. Слобода д. Дроздова д. Мильково с. Беседы |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
III | Экскурсионная группа.
|
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
IV | Группа, изучающая деревянное зодчество пос. Развилковское.
|
|||
|
||||
V | Группа по изучению предметов старинного быта.
|
|||
|
||||
VI | Группа по изучению истории старинных книг и школьных принадлежностей.
|
|||
|
||||
VII | Группа, участвующих в «Вахте Памяти» у обелисков в семи населенных пунктах.
|
|||
|
||||
|
||||
VIII | Информационная группа.
|
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
VIII. Форма подведения итогов.
- Отчет ответственного за порученное направление перед Советом музея.
- Оформить альбом о проделанной работе.
- Поход по родному краю.
IХ. Литература.
- Сборник статей центра детско-юношеского туризма и краеведения «Отечество»: военная история.
- Сборник статей центра детско-юношеского туризма и краеведения «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы.
- И. И. Маст «Музей крестьянского быта».
- Н. М. Ланкова «Работа со школьниками в краеведческом музее».
- И. А. Тисленков «Гражданско-патриотическое воспитание школьников».